Субъективные andross'ки

Интегральное видение



Опубликовано: 20.09.2010

Книга "Эйнштейна в области сознания", как иногда называют выдающегося американского философа современности Кена Уилбера, стояла в книжном магазине на самом дальнем стеллаже и на самой нижней полке. Если бы мне ее не посоветовали и в магазине не было бы компьютерного терминала поиска книг по названию и автору, ни за что бы мне о ней не узнать и не найти. Тираж 3 тысячи экземпляров - литература не массового спроса. Массы такое не читают - слишком много нужно прилагать усилий, но если бы читали, наш мир мог стать другим буквально за несколько лет. Впрочем, книга очень хорошо все это объясняет и буквально все, абсолютно все в этом мире - расставляет по своим местам. Давно я не читал таких рационально умных и четко сформулированных книг. На обложке мелким шрифтом написано: "Краткое введение в революционный интегральный подход к жизни, Богу, Вселенной и всему остальному". И это поистине так!

Для начала небольшая цитата из книги:

"За последние 30 лет мы стали свидетелями беспрецедентной исторической ситуации: теперь нам доступны все культуры мира. В прошлые времена, если вы, скажем, рождались китайцем, то, скорее всего, вам суждено было просуществовать всю свою жизнь в одной культуре, нередко в одной провинции, иногда в одном доме - живя, любя и умирая на нескольких пядях земли. Но сегодня мы имеем не просто свободу передвижения - у нас есть свобода погрузиться фактически в любую известную культуру и изучить ее. В глобальной деревне, каковой является ныне мир, все культуры открыты и проницаемы друг для друга.

Само знание ныне глобально. Это означает, что впервые за всю историю мы получили доступ ко всей сумме накопленных человечеством знаний: открытия, опыт, мудрость и размышления всех основных цивилизаций человечества - досовременных, современных и постсовременных - ныне доступны каждому."

Вся проблема в том, что люди не то, чтобы не спешат, а вообще не хотят брать эти знания и мудрость, чтобы использовать для улучшения своей жизни. В ходу не знания, а телеграфный стиль подачи информации, сенсации и скандалы, не опыт, а практическая хватка, не культура, а что-то прямо противоположное этому слову, не духовность, а набор суррогатов, называемых религией, верой, патриотизмом...

Почему же это происходит? Лично для меня это был один из главных глобальных вопросов, на которые я так и не мог найти ответа. Кен Уилбер в книге "Интегральное видение" разложил все это, что называется, по полочкам.

Если кому интересно, перескажу в двух-трех-десяти абзацах, не переключайтесь.

Человек, от рождения до смерти проходит несколько стадий развития: от эгоцентрической (удовлетворение инстинктов) до мироцентрической (мысли и действия, направленные на благо всех живых существ). Существует много систем, описывающих эти стадии, так же, как и самих стадий, но суть одна: люди развиваются от простейшего к сложному. От атомов к молекулам, от молекул к клеткам, от клеток к мозговой деятельности, от простейшей к мозговой деятельности к мозговой деятельности высшего порядка, способной выходить за рамки материи.

Вот как описывает Уилбер это развитие:

"...Новорожденный младенец в первые годы жизни существует вне культурных, этнических и конвенциальных норм. Эта стадия называется эгоцентрической. ...Эта стадия сменяется этноцентрической, поскольку ребенок центрируется на определенной группе, племени, клане или нации, тем самым, как правило, исключая тех, кто не принадлежит его группе, из круга своей заботы. Но на следующей стадии развития индивидуальная самоотождествленность расширяется еще раз, включив в себя заботу обо всем человечестве вообще, независимо от расы, половой принадлежности или убеждений. Эта стадия называется мироцентрической."

Однако, если с первой и последней стадиями все понятно: на первой - инстинкты и выживание (это присуще детям и животным), на последней - забота о благе всех людей (Иисус), то средняя стадия очень широка и разнородна, многие исследователи разбивают ее на дополнительные стадии и это все объясняет.

"Если рассмотреть спиральную динамику ценностей, то на магико-анимической стадии ценности и вправду "магические": человек считает, что силы стихий волшебным образом управляют миром (вспомните, первобытные племена, прим. мое). На эгоцентрической стадии центральное место занимают властные побуждения: ценности человека сосредоточены на "мне" и "мое". При переходе к абсолютистским ценностям ценности человека смещаются от "мне" к нам". На этой стадии человек верит в то, что эти ценности как таковые были даны человеку высшей силой и являются абсолютными, жестко фиксированными и истинными для всех людей (идет ли речь о Библии, Коране или "Маленькой красной книжице" Мао Цзэдуна), - и тех, кто нарушит данные ценности, ожидает временное или даже вечное проклятие (знакомо?).

...на следующей стадии ценности человека смещаются к множественности, подразумевая существование множества способов восприятия реальности, а не только одного единственно верного способа. Эта дифференциация продолжается на следующей стадии... относительной, поскольку существует не только многообразие различных убеждений, но они еще и относительны. Данный взгляд настолько плюралистичен, что зачастую становится... полностью пропитанным нигилизмом, иронией, бессмысленностью (не менее знакомо?). И лишь на следующей стадии, системной, может наконец-то начать формироваться по-настоящему интегрированное и связное мировоззрение."

А теперь давайте осмыслим написанное. Большинство людей, которых я знаю, о которых читаю или вижу по телевизору, относятся либо к тем, кто верит в высшие силы (Бога и сына его Иисуса Христа или пророка Мухаммеда) или ни во что не верит. К этому приходят в результате всего своего жизненного опыта и с этим умирают, так и не перейдя на более высокую ступень развития.

Высшая же ступень развития НЕ ОТРИЦАЕТ, как может показаться их всего сказанного, а ВКЛЮЧАЕТ в себя более примитивные формы развития. Высшее вообще никогда не отрицает низшее, ибо понимает что состоит, произрастает из него. Не отрицание и нигилизм, а обобщение всех знаний, культур, опыта человечества для того, чтобы подняться на более высокую ступень.

А далее - это уже мое, в книге этого нет. Книга тактична и научна, но дала лично мне такой толчок для развития мысли, что, наверно не она, а я сам для себя расставил все на свои места.

Почему в относительно одинаковых условиях жизни на земле, одни люди чудовищно примитивны и не выходят из стадии инстинктов и мыслей только о себе и своем выживании, а другие достигают высочайших высот мысли? Мало того, эти люди могут жить в одной стране и даже в одном городе. Этого не объяснишь социальным неравенством, образованием и средой обитания, ибо разница огромна. По сути, первый, по своему развитию, является неандертальцем и отстает от второго на десятки тысяч лет. Но даже те, кто поднялся выше, а именно ведет современный образ жизни, но верит в абсолютные ценности, данные свыше, отстает в своем развитии на сотни лет. Верить в Библию (Коран, Талмуд) и устраивать крестовые походы во имя своей веры было характерно для людей в Средние века. Сегодня мало таких людей? Да весь Ближний Восток, арабский мир, вся Православная Русь!

Из-за чего такое расслоение людей на Земле по уровню развития? Размышления наводят на мысль, что суть заключается не только и не столько в умственном развитии, сколько в духовном. Другими словами, людям характерна множественность жизней. С каждым новым рождением, душа получает новый опыт, который позволяет ей развиваться. Рождаясь, ребенок пребывает в самой простой стадии развития до тех пор, пока его душа не проснется. После чего, он, как человек и индивид, переходит сразу на ту стадию развития, на которой остановился в прошлой жизни. Так как души людей имеют разное количество перерождений и, следовательно, разный духовный опыт, люди в нашем материальном мире также развиваются неравномерно. Кто-то прожил сотни жизней и потому становится великим мыслителем, гением, опережая свое время, а кто-то последний раз рождался неандертальцем - вот он и продолжает свой путь с этой стадии.

Однако, большинство душ имеют схожий "возраст" - опыт предыдущих рождений, поэтому в общественном и социальном развитии мы имеем то, что имеем.

По уровню эволюционного развития сегодня век Относительной стадии - множественного восприятия мира - от отрицания всего и всея, до формирования системного, интегрального подхода к жизни. Люди многое знают и понимают, из-за этого у них складывается ощущение, что они уже знают все. И оттого любые новые знания воспринимаются критично, часто перерастая в непримиримость, свойственную стадиям низшего порядка. Но это очередная болезнь роста, не более.

Роста к стадии системной, когда старое осмысленно, новое принимается и осмысляется и человек начинает думать уже не только о себе, своей семье и своей стране, но и обо всем мире, оценивая последствия своих мыслей, слов и действий не только для себя, а для всего этого мира. Для людей на этой стадии становится важным не сделать хорошо себе (как это принято сейчас), а так, чтобы было хорошо всем и через всех себе тоже. Эта стадия развития далека от трансцендентных стадий высшего порядка, но даже она - предел мечтаний людей, думающих о правильном и гармоничном устройстве человеческого общества и всех его институтов, включая главный - государство.

Сегодня людей, находящихся на этой стадии - десятки, сотни тысяч, самое большее - несколько миллионов на всю нашу многомиллиардную человеческую общину. Но с каждым поколением их становится все больше. А это значит, что растет уровень и общая культура, растет забота людей об окружающем их мире. Через сто или триста лет - не берусь прогнозировать, критическая масса таких людей перейдет точку "невозврата", когда развитие каждого индивидуума и всего человеческого общества пойдет в геометрической прогрессии. Только бы до тех пор люди не успели уничтожить себя и свою среду обитания!