Субъективные andross'ки

В потоке времени



Опубликовано: 19.07.2011

В Петербурге закончился конкурс молодых российских художников «Время в зеркале искусства». Победители получили денежные призы и дипломы, их работы выставлены в Союзе Художников России, а затем будут отправлены в культурный фонд ISE в США. Новость, приятная во всех отношениях, но главный ее смысл, конечно, не в том, что молодые художники получают награды и признание, а в том, что они чувствуют и понимают Время. Ведь от этого зависит, ни много, ни мало – жизнь человеческой цивилизации.

Какая связь между работами молодых художников и жизнью человеческой цивилизации? – спросите вы. И я отвечу: самая прямая!

Что мы знаем о времени? Что оно идет, превращая нас из молодых, цветущих и полных надежд людей в немощных стариков. В стереотипном мышлении, присущем большинству людей, время – наш враг и бороться с ним бесполезно. А раз так, стоит ли вообще напрягаться? Проще и где-то даже приятнее наплевать на всех и всё, живя ради сиюминутных удовольствий, которые как наркотик (часто, наркотик – в прямом смысле этого слова) убивают человека еще при жизни, делая его не просто бездумным и бездушным, но и заразным для окружающих, добровольно убивающим себя и подающим разрушительный пример окружающим – таким же слабым и подверженным соблазнам. Сегодня таких людей уже достаточно для того, чтобы погубить всю человеческую цивилизацию.

При этом, никакой борьбы со временем не существует и время – не враг и не друг человека. Оно – его среда обитания. «Время идет», «время бежит» - лишь фигуры речи, никак не отражающие его сути.  Говоря научным языком: время – первично, материя – вторична. Время вокруг нас и в нас, мы в нем всегда и не оно отмеряет шаги на нашем пути, а мы сами, как суеверные папуасы, пугаем себя убивающим нас временем. Земля, на которой мы живем, тоже может убивать, но лишь тех, кто сам пытается ее уничтожить, что мы и наблюдаем в последние годы.

Человеческому мозгу осознать Время так же трудно, как принять наличие бесконечного множества миров в нашей Вселенной и, возможно, за ее пределами. Мы воспринимаем все это как абстракцию, скатываясь до бытовых мелочей и в них находя чуть ли не смысл своей жизни. Но к счастью, есть искусство, которое приподнимает людей над пропастью физиологических желаний и потребностей и позволяет соприкоснуться с чем-то значительно большим, дающим ощущение свободы и счастья, позволяет если не понять, то почувствовать время и его законы. И в этом смысле, у молодых людей больше шансов на прорыв во время, чем у пожилых и причина тому – жизненный опыт, являющийся сборником стереотипов и позволяющий уберечься от физических опасностей (не трогай горячий утюг – обожжешься), но полностью блокирующий возможность соприкосновения со Временем. Пока мы дети, мы не боимся времени и живем с ним в гармонии. Постепенно умные взрослые внушают нам, что «время не ждет», «делай быстрее, опоздаешь», «не заметишь, как время пролетит» и тому подобные вещи. Мы начинаем противопоставлять время интересам своей жизни, гнаться за ним, бояться и даже ненавидеть его.

Непосредственность детей и безрассудство молодости несопоставимо лучше и ближе к нашим истокам, чем сдержанность и рассудительность жизненного опыта. И почему взрослея, люди считают, что становятся умнее?

Но вернемся к конкурсу, с которого я начал. К сожалению, таких конкурсов очень мало. Но даже то, что есть люди воспринимают, главным образом, как финансовую поддержку молодых талантов, возможность для них стать известными. Не отрицая полезности этого факта, хочется сказать, что несоизмеримо большая польза для молодых талантов и для всего нашего общества заключается в возможности молодым людям целенаправленно поработать на эту тему, вспомнить еще не забытое детство и соприкоснуться со временем, выйти в его мощный и всепроникающий поток, донеся свои ощущения языком искусства до всех нас.

Яковлева Екатерина Михайловна, ее  картина «Время искусства»  заняла 2 место в номинации «Живопись»: «Я написала натюрморт с гитарой. Натюрморт в понятии времени можно охарактеризовать, как застой времени, стояние, застылось, смерть… Но при этом на картине присутствует музыкальный инструмент, который оживляет это «болото», к тому же я показала на картине волны музыки пунктирными линиями и добавила ноты. Таким образом, получается, что время застыло, а музыка звучит, но музыка это тоже элемент времени; любая песня, любая симфония имеют начало и конец, но я изобразила промежуточный отрезок между ними, потому что это и есть время».