Субъективные andross'ки

Инакомыслие и гражданское общество



Опубликовано: 04.12.2010

Во все века люди боролись с инакомыслием, с теми кто мыслил не так, как было дано свыше – королем, святой церковью, коммунистической или нацистской партией, корпоративной этикой. Любое общество – это система, которая им правит. В большей степени эту систему создают и поддерживают те, кто стоит у власти, но и простые граждане вносят посильный вклад в существование системы, даже если и заявляют, что система им не нравится. Ведь без них системы просто не было бы. Любая система (общество, государство) борется за свое выживание, а когда эта проблема решена – за развитие, процветание, доминирование над другими системами.

Инакомыслие – угроза любой системе. Ведь ее нерушимость всегда базируется на шатких догматах, подвергать сомнению которые по умолчанию нельзя, иначе все начнет разваливаться. А все, кто думает иначе и догматов не придерживаются – враги. Представьте себе муравейник – большой, сложный и хорошо организованный механизм взаимодействия миллионов особей. Каждый выполняет в нем собственную роль, каждый взаимозаменяем. И если один или несколько муравьев начнут делать что-то не так, как им положено, начнется хаос, муравейник их немедленно уничтожит.

Но то насекомые. В примитивном обществе инстинктов, видимо, по другому просто быть не может. А человек – создание разумное и его разум, по определению, создан для того, чтобы думать, искать, созидать и выходить за рамки. Загонять человечество в загон догматов и инстинктивного выполнения им механических действий, есть преступление, так как низводит высшее существо до низшего. И любая система, включая все нынешние супердемократические государства, с их институтами подавления, преступна по своей сути.

Так что же, делать очередную революцию? К сожалению, человечество имеет достаточно негативного опыта, чтобы понять – это не выход. Одна система заменяется на другую, часто хуже предыдущей – вот результат любой революции. Выход - в построении свободного и мыслящего гражданского общества. В отличие от революции, гражданское общество не строится за месяц или год. Это процесс на столетия. Но все быстрые и короткие пути ведут человечество назад.

Все виды политической борьбы и оппозиции, которые сегодня существуют в мире – это лишь борьба за власть. Она приносит хорошие дивидендты борцам – материальные, моральные, а часто и приводит к желаемому результату – власти, но никакого отношения к построению свободного и независимого гражданского общества не имеет. Это лишь замена одной плохой систему на другую плохую. И не надо рассказывать, что есть среди нынешней оппозиции настоящие пламенные борцы за счастье человечества, страдающие и несущие за нас свой крест. Нельзя осчастливить человечество если оно к этому не готово. Нельзя победить зло его же методами. Хождение на баррикады и сидение в тюрьме не есть признак добродетели. Все это игры для мальчиков и девочек с деньгами ради еще больших денег и самого заветного приза – власти. Ради этого приза они и жизнь готовы отдать, но это не принесет добра человечеству и ничего не изменит для подавляющего большинства людей в этом мире. Даже если намерения оппозиции благие, она ничего не добьется и ничего не даст народу, кроме чуть-чуть другой системы с собою у власти и все теми же извечными проблемами. Ибо ни все человечество, ни какого отдельно взятого человека нельзя заставить быть счастливым и свободным.

Здесь масса голосов скажет мне, что в России, например, неплохо было бы победить коррупцию, перестроить экономику, дать больше политических свобод – именно об этом во сне и наяву мечтает оппозиция, не так ли? И наступит в России рай обетованный. Все станут сытые, гордые, и счастливые. Что-то такое нам уже обещали в 1917 году…

А в США и так все хорошо – демократия, все сыты, свобода слова, люди чувствуют себя защищенными. Так-то оно так, только попытки руководить всем миром (и тут стоит вспомнить сказанную ранее фразу «Любая система борется за свое выживание, а когда эта проблема решена – за развитие, процветание, доминирование над другими системами») красноречивее любых слов говорят о комплексе неполноценности системы, о том, что она несамодостаточна, агрессивна, зациклена на своих догматах и, как ни странно это прозвучит применительно к США, не имеет по-настоящему гражданского общества!

Что же такое по-настоящему гражданское общество? Об этом так много разговоров, диспутов и споров, но лично я не слышал еще ни одного достойного и вразумительного объяснения. С моей точки зрения – это общество независимо мыслящих людей. Инакомыслящих. И оттого находящихся вне системы, не принимающих ее ценностей, не поддерживающих ее начинаний и ее методов существования. «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» - сказал классик. В каком-то смысле он прав, но лишь в одном из многочисленных смыслов. Можно физически быть частью страны, но духовно быть свободным от ее догматов. Подчиняться приказам, но не делать ничего добровольно. Жить по Закону, но внутри себя чтить закон здравого смысла и разума. Жить своим представлением о мире, а не тем, который нам внушают. Культивировать в себе культуру, разум и честь. Изменять себя, а не мир вокруг. Быть счастливым самому, а не пытаться сделать счастливым все человечество.

Чем больше таких людей, тем больше их влияние на жизнь в стране. Причем, влияние – это не участие в политических дебатах, митингах или забастовках. Влияние – это общая атмосфера, в которой у системы остается все меньше точек соприкосновения с населением и, соответственно, власти. Власть постепенно переходит к мыслящим людям, строящим свою политику не на разрушении, а созидании. Только такая власть – власть Разума, не устанавливающая никаких границ и не навязывающая догматов, способна построить систему, которая будет существовать не ради себя и тех, кто ей управляет, а ради личности, индивидуума, человека. Человека разумного, мыслящего и творящего свою жизнь и свое счастье. А других в такой системе просто не будет.