Субъективные andross'ки

К стыду своему



Опубликовано: 16.08.2011

Досужие размышления о любви, развитом мышлении и стыде – всем том, что отличает человека от животного. Очень не рекомендую читать людям религиозным - в этой статье я подрываю основы, на которых базируется ваше мировоззрение и вы можете меня возненавидеть, нарушив тем самым одну из данных вам заповедей, оно вам надо?

Любовь, развитое мышление и стыд – три краеугольных понятия, которые отличают человека от животного. Чем меньше в человеке этих качеств, тем больше он похож на животное. Кстати, любовь, мышление и стыд – вещи настолько глубокие, что в человеческом языке (или только в русском?) для них даже нет точного определения. Что это? Понятия, качества, вещи – все не то. Нет слОва, определяющего все это в одно целое.

Впрочем, есть еще одно, отличающее человека от животного – вера. Но я не хочу ставить ее в один ряд с первыми тремя. На мой взгляд, вера иррациональна. Вера - продукт развитого мозга, но развитого ровно настолько, чтобы отличаться от животного, но не настолько, чтобы стать человеком по-настоящему разумным. Можно предполагать или допускать, что есть вещи, недоступные нашему пониманию (бог, ангелы, инопланетяне, Большой взрыв, параллельные вселенные…), но слепо верить в них – столько же глупо, как и соблюдать всяческие ритуалы, не имеющие по сути к предмету веры никакого отношения. Прежде всего, конечно, я имею ввиду веру религиозную и религиозные же ритуалы.

Что мы знаем о мире? Что он огромен, имеет определенную структуру и управляется по определенным законам, многие из которых нам неизвестны. Математическим путем ученые высчитали происхождение Вселенной, наличие в ней черных дыр, квазаров и много еще чего. На основании законов, действующих на Земле (микроскопическом кусочке мира) и вещества, из которого состоит наш микроскопический кусочек мира, вывели теории, на основании которых мы имеем некую общую теоретическую  картину бытия. Можем ли мы верить в то, что мир таков, каким рисуют его ученые? Скорее, мы можем предполагать, что он таков, допуская массу оговорок и сомнений. Ведь мы не можем этого проверить.

Что мы знаем о непроявленных мирах – всем том, что находится по ту сторону материи – бог, ангелы, душа, параллельные вселенные? Вообще ничего! Из древних книг, записанных со слов пророков и как будто бы божественных посланников, мы знаем, что должны любить Бога и молиться ему, а также соблюдать определенные заповеди. Со слов людей, взявших на себя власть трактовать эти заповеди, мы имеем  массу книг и инструкций, как эти заповеди нужно соблюдать, как молиться, как соблюдать посты и прочая, прочая, прочая. Причем, в большинстве религий и трактований, все эти инструкции сильно отличаются, доходя до отрицания друг друга. Можем ли мы верить всему этому? Совершенно однозначно -  нет. Ведь мы не только не можем все это проверить, мы не видели этих пророков и божественных посланников, эти каноны написаны людьми, а не пророками, они противоречат друг другу и кроме того, имеется не мало сведений о различных подтасовках и последующих редакциях «священных писаний», вымарывания из них определенных мест, которые были не выгодны существовавшей в то время власти.

Однако, процентов 70% населения Земли считает себя верующими, процентов 50 соблюдает посты и совершает ритуалы, а процентов 10 можно назвать религиозными фанатиками – они убить готовы за свою веру и своего бога.

Людям, в определенный момент их развития, было дано знание, а они превратили его в веру и очень сильно преуспели в дальнейшем превращении этой глупой, слепой и беспощадной веры в Закон для десятков или даже сотен поколений. И эта вера очень сильно отличает человека от животного. Ведь ни один вид животных не ведет религиозных войн и не готов убивать друг друга из-за разности видения Бога – чего-то абсолютно абстрактного и неизвестного. Вот только говорит ли это отличие в пользу людей?

Ну и конечно все религии активно спекулируют на основополагающих, отличающих человека от животного, понятиях – любви, развитом мышлении и стыде. Каждая из религий приватизировала эти понятия в свою пользу, утверждая, что только их любовь, их мышление и их стыд – правильные. Впрочем, в главном они сходятся, предлагая любить бога больше, чем самого себя, мыслить религиозными понятиями и стыдится своего тела гораздо больше своих дел. Но почему? Ответ очевиден: такими людьми легче управлять, а именно это является целью любой религии, не имеющей отношения ни к богу, ни даже к вере. Ведь если мне хочется верить в бога, я могу это делать сколько мне угодно. Религии созданы для того, чтобы люди не просто имели веру, а определенную веру, предполагающую определенное поведение и определенные ритуалы. Суть любой религии – деньги и власть. Суть веры – глупость. Суть религиозной веры – слепое, добровольное подчинение чужой воле и чужим  законам.

Ну а теперь, собственно, о стыде. Стыд – понятие глубоко личное, корректирующее поведение человека изнутри, а вовсе не снаружи. Все попытки пристыдить, призвать к стыду, вызвать чувство стыда  – глупы и бессмысленны. Если человеку не стыдно за свой поступок, единственное, что он может сделать – сыграть, изобразить стыд, чтобы отстали, ибо стыд в человеке или есть, или нет.

Именно благодаря религиям, слово стыд чаще всего связывают с обнаженным телом. Но стыдиться своего тела так же глупо, как ставить свечки в церкви, может быть, даже глупее. Поставили вы свечку, принесли церковной казне 100 или 200 рублей – ну и ладно. Стыдиться своего тела – уничижать себя, как личность и это уже затрагивает основы человека, корректирует его поведение в кому-то нужном направлении.  Эту фразу мало кто поймет, а большинство меня за нее осудит, но я ее скажу: алкоголь, курение и наркотики, которые уничтожают современное общество – это результат многовековой религиозной пропаганды!  Именно религии, буквально на генетическом уровне, привили людям пренебрежение к своему телу. И именно им – телом и его здоровьем расплачивается человек за душевную дисгармонию или просто за недостаток ума.  

Стыд же – это ответственность человека за мысли и поступки перед самим собой и только перед собой. И именно стыд – самое серьезное отличие человека от животного. Ведь у многих животных можно заметить проявление любви к особям противоположного пола. У многих из них – у собак, лошадей, обезьян, дельфинов, развито мышление. Но стыд – понятие человеческое. Мне могут возразить: нашкодившие собаки часто выглядят так, как будто им стыдно. Да, благодаря довольно развитому мышлению они понимают, что сделали недозволенное и понуро ждут наказания. Стыд – это то, что не позволяет сделать недозволенное. Недозволенное не моралью или общественным мнением, а моим личным, внутренним кодексом, опирающимся, в первую очередь, на опыт души, а также приобретенные в этой жизни знания и культуру.  Лично мне стыдно бросить обертку от мороженого на газон и я несу ее до урны, а подавляющему большинству людей это не стыдно! Им может быть неудобно (вдруг увидят знакомые и плохо подумают или полиция оштрафует), но не стыдно. Собаке ведь не стыдно покакать на газон у всех на виду. Люди бы делали то же самое (а некоторые так и делают, только когда темно), если бы не общественное мнение, которое осудит. Стыд – это не раскаяние за содеянное, а то, что предотвращает деяние.

Стыд не связан с национальностью или страной проживания человека. Например, бросать мусор на дорогу принято в России и не принято в «культурных, развитых» странах. Не принято – благодаря сложившейся системе, наказывающей за некультурное поведение. Но людям не стыдно это делать и там, они просто боятся осуждения общественного мнения и штрафов. В этом смысле очень показателен пример недавних погромов в Лондоне, где среди погромщиков оказалось не мало молодых людей из так называемого «высшего общества» - дети миллионеров, балерина, музыканты. Когда возникает ситуация вседозволенности, людям, при всем их великосветском воспитании не стыдно  громить и грабить чужие магазины. Им запрещает это делать закон общества, внутренний закон личности – разрешает. Поэтому все их раскаяние – игра на публику, внутренне они готовы громить и убивать  снова и снова, стоит только появиться новой ситуации вседозволенности.

В то же время, мне не стыдно говорить, что я люблю себя гораздо больше, чем Бога или других людей, многие же считают, что это стыдно. А все дело в том, что мне стыдно за такого бога, который создал людей только для того, чтобы они на него постоянно молились, приносили ему жертвоприношения и подарки, лобызали его изображения на крашеных досках, любили его больше, чем себя и своих детей и, по сути, жили бы только ради него. Просто представьте своих детей, которых вы заставляете молиться на свои фотографии, каждое ранее утро читать молитву во славу вас – своей матери или отца и не делать ничего такого, что вы им не разрешили в своде правил, который они, помимо всего прочего, должны знать наизусть. Вы хотели бы иметь таких детей – тупых болванов, боящихся сделать шаг без вашего разрешения?

Именно это дает мне основание считать (не верить, но предполагать), что такого бога попросту не существует. Может быть есть какой-то, но совсем другой, которому не нужно молиться и целовать его изображения. Который не явно – в писаниях и посланиях, а на уровне души, то есть на гораздо более тонком, «божественном» уровне, дал нам любовь, чтобы получать от жизни наслаждение, развитое мышление для своего развития и стыд, как средство контроля над своими поступками и мыслями. К стыду своему, я даже в такого бога не верю. Я лишь предполагаю, что он может быть.